Из-за недальновидности правительства экономика уже находится на грани краха
Вчера председатель Счетной палаты Наири Саргсян представил статистические данные о динамике развития экономики Армении и причины сложившейся неблагоприятной ситуации. И так, по мнению экономиста: “Статкомитет опубликовал экономические показатели за январь 2021 года. Согласно статистике, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года индекс экономической активности в Армении снизился на 7,5%. Согласно представленным данным, снижению индекса экономической активности в отчетном периоде способствовали промышленная продукция, товарооборот и оказанные населению услуги. Рост был зарегистрирован только в строительном секторе. Так, в январе объем промышленного производства снизился на 10,8%, строительство увеличилось на 0,8%, товарооборот уменьшился на 15,1%, а объем услуг, оказанных населению, снизился на 10,3%. В абсолютном выражении объем валовой продукции отрасли составил 137 338,3 млн драмов, товарооборот - 186 933,0 млн драмов, объем услуг - 129 799,9 млн драмов, объем строительства - 12 566,3 млн драмов. Эта статистика говорит о бездействии или неэффективности системы государственного управления. За три года правительство не научилось правильно распоряжаться госбюджетом. У нас была эта проблема и в прошлом, и в предыдущие годы. Но ситуация нисколько не меняется. Каждый год кажется, что правительство исправит свои ошибки, предпримет шаги для спасения экономики, но ничего не делается. Не делается, потому что проблема не в исследовании, а в компетенции правительства.
Умения правительства не позволяют ему нести бремя, которое оно принимает каждый год. Они берутся за дело и терпят поражение. В конце концов, мы снова сталкиваемся с тем же сломанным дном.
В целом политические события, происходящие в стране, тесно связаны с экономикой, прогрессом или упадком. Эта нестабильная внутриполитическая ситуация оказывает негативное влияние на экономику; если несколько месяцев назад мы говорили, что экономика рушится, мы должны остановить это, то теперь мы можем констатировать, что мы приближаемся к пропасти, мы скатились и мы идем к финишу.
Снижение экономических показателей на 7․5% в январе было предсказуемым, и было обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, мы вступили в 2020 год с уже ослабленным экономическим потенциалом, то есть, когда они барабанили, что у нас есть экономический рост в 2019 году, мы должны сначала понять и оценить, от чего был этот экономический рост. Этот экономический рост в основном был обусловлен импортом и реэкспортом транспортных средств, который носил временный характер, которого у нас не было бы в 2020 году. Экономический рост стал результатом налоговых проверок прошлых лет, то есть начались масштабные проверки предприятий, в ходе проверок они согласовали, внесли корректировки в отчеты, представленные в налоговые органы, которые показали увеличение искусственного оборота, естественно вместе с доходами госбюджета, и было представлено общественности, что у нас экономический рост. Между тем, на 2020 год нужно было создать предпосылки, экономический потенциал, которого не было, государство должно было посылать эти сигналы бизнесу, посылать потенциальным инвесторам, чего не было сделано. Затем последовала пандемия, которая не могла не сказаться, потом у нас было неадекватное отношение государства и реакция на экономику во время пандемии, а потом у нас была война. Естественно, все это повлияло бы на экономический спад. В послевоенный, постпандемический период правительство продолжает вести себя так же, естественно, ожидать экономического роста было бы наивно.
Этот показатель показывает качество работы действующей власти. Совсем не удивительно, что наша экономика находится в такой ситуации. Для этого могут быть объективные причины. Однако основные причины следует искать в неспособности правительства, в неправильной экономической политике, проводимой государством. Может быть, это следствие того, что в правительстве появились совершенно случайные люди или непрофессионалы, и общество и государство платят за это очень высокую цену”.
Сона Гишян